поиск предков

Тест «РАRI» — «Родительско-детские отношения»

июня 11 2011

Методика РАRI (раrеntаl attitude rеsеаrсh instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы — американские психологи Е. С. Шефер и Р. К. Белл. В нашей стране адаптирована Т. В. Нещерет.

В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 — касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на 3 группы: I — оптимальный эмоциональный контакт, II — излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, III — излишняя концентрация на ребенке.

Шкалы эти выглядят следующим образом.

Отношение к семейной роли

Описывается с помощью 8 признаков, их номера в опросном листе — 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23:

ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3);

ощущение самопожертвования в роли матери (5);

семейные конфликты (7);

сверхавторитет родителей (11);

неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);

«безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17);

доминирование матери (19);

зависимость и несамостоятельность матери (23).

Отношение родителей к ребенку

I. Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу — 1, 14, 15, 21):

побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);

партнерские отношения (14);

развитие активности ребенка (15);

уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).

II. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера по опросному листу — 8, 9, 16):

раздражительность, вспыльчивость (8);

суровость, излишняя строгость (9);

уклонение от контакта с ребенком (16).

III. Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками, их номера по опросному листу — 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):

чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);

преодоление сопротивления, подавление воли (4);

создание безопасности, опасение обидеть (6);

исключение внесемейных влияний (10);

подавление агрессивности (12);

подавление сексуальности (18);

чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);

стремление ускорить развитие ребенка (22). Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Схема пересчета ответов в баллы содержится в «ключе» методики. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака. Таким образом, максимальная выраженность признака 20, минимальная 5; 18, 19, 20 — высокие оценки, соответственно 8, 7, 6, 5 — низкие. Опросник и лист ответов при

лагаются. Имеет смысл в первую очередь анализировать именно высокие и низкие оценки.

Инструкция

Перед вами вопросы, которые помогут выяснить, что родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и неправильных, так как каждый прав по отношению к собственным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво.

Некоторые вопросы могут показаться вам одинаковыми. Однако это не так. Есть вопросы сходные, но неодинаковые. Сделано это для того, чтобы уловить возможные, даже небольшие различия во взглядах на воспитание детей.

На заполнение вопросника потребуется примерно 20 мин. Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро, старайтесь дать первый ответ, который придет вам в голову.

Рядом с каждым положением находятся буквы А а б Б, их нужно выбрать в зависимости от своего убеждения в правильности данного положения:

А — если с данным положением согласны полностью; а — если с данным положением скорее согласны, чем не согласны; б — если с данным положением скорее не согласны, чем согласны; Б — если с данным положением полностью не согласны.

Текст опросника

Если дети считают свои взгляды правильными, они могут не соглашаться со взглядами родителей. А а б Б

Хорошая мать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид. А а б Б

Для хорошей матери дом и семья — самое важное в жизни. А а б Б

Некоторые дети настолько плохи, что ради их же блага нужно научить их бояться взрослых. А а б Б

Дети должны отдавать себе отчет в том, что родители делают для них очень много. А а б Б

Маленького ребенка всегда следует крепко держать во время мытья, чтобы он
не упал. А а б Б

Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразумений, не знают жизни. А а б Б

Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитание. А а б Б

Пребывание с ребенком целый день может довести до нервного истощения. А а б Б

Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его родителей. А а б Б

Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себе. А а б Б

Ребенка следует учить избегать драк независимо от обстоятельств. А а б Б

Самое плохое для матери, занимающейся хозяйством, чувство, что ей нелегко освободиться от своих обязанностей. А а б Б

Родителям легче приспособиться к детям, чем наоборот. А а б Б

Ребенок должен научиться в жизни многим нужным вещам, и поэтому ему нельзя разрешать терять ценное время. А а б Б

Если один раз согласиться с тем, что ребенок наябедничал, он будет это делать постоянно. А а б Б

Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери бы лучше справлялись с детьми. А а б Б

В присутствии ребенка не надо разговаривать о вопросах пола. А а б Б

Если бы мать не руководила домом, мужем и детьми, все происходило бы менее организованно. А а б Б

Мать должна делать все, чтобы знать, о чем думают дети. А а б Б

Если бы родители больше интересовались делами своих детей, дети были бы лучше и счастливее. А а б Б

Большинство детей должны самостоятельно справляться с физиологическими нуждами уже с 15 месяцев. А а б Б

Самое трудное для молодой матери — оставаться одной в первые годы воспитания ребенка. А а б Б

Надо способствовать тому, чтобы дети высказывали свое мнение о жизни в семье, даже если они считают, что жизнь в семье неправильная. А а б Б

Мать должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разочарований, которые несет жизнь. А а б Б

Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие матери. А а б Б

Надо обязательно искоренять у детей проявления рождающейся ехидности. А а б Б

Мать должна жертвовать своим счастьем ради счастья ребенка. А а б Б

Все молодые матери боятся своей неопытности в обращении с ребенком. А а б Б

Супруги должны время от времени ругаться, чтобы доказать свои права. А а б Б

Строгая дисциплина по отношению к ребенку развивает в нем сильный характер. А а б Б

Матери часто настолько бывают замучены присутствием своих детей, что им кажется, будто они не могут с ними быть ни минуты больше. А а б Б

Родители не должны представать перед детьми в плохом свете. А а б Б

Ребенок должен уважать своих родителей больше других. А а б Б

Ребенок должен всегда обращаться за помощью к родителям или учителям вместо того, чтобы разрешать свои недоразумения в драке. А а б Б

Постоянное пребывание с детьми убеждает мать в том, что ее воспитательные возможности меньше умений и способностей (могла бы, но…). А а б Б

Родители своими поступками должны завоевать расположение детей. А а б Б

Дети, которые не пробуют своих сил в достижении успехов, должны знать, что потом в жизни могут встретиться с неудачами. А а б Б

Родители, которые разговаривают с ребенком его проблемах, должны знать, что лучше ребенка оставить в покое и не вникать в его дела. А а б Б

Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны принимать участие в семейной жизни. А а б Б

Нельзя допускать, чтобы девочки и мальчики видели друг друга голыми. А а б Б

Если жена достаточно подготовлена к самостоятельному решению проблем, то это лучше и для детей, и для мужа. А а б Б

У ребенка не должно быть тайн от своих родителей. А а б Б

Если у вас принято, что дети рассказывают вам анекдоты, а вы — им, то многие вопросы можно решить спокойно и без конфликтов. А а б Б

Если рано научить ребенка ходить, это благотворно влияет на его развитие. А а б Б

Нехорошо, когда мать одна преодолевает все трудности, связанные с уходом за ребенком и его воспитанием. А а б Б

У ребенка должны быть свои взгляды и возможность их свободно высказывать. А а б Б

Надо беречь ребенка от тяжелой работы. А а б Б

Женщина должна выбирать между домашним хозяйством и развлечениями. А а б Б

Умный отец должен научить ребенка уважать начальство. А а б Б

Очень мало женщин получает благодарность детей за труд, затраченный на их воспитание. А а б Б

Если ребенок попал в беду, в любом случае мать всегда чувствует себя виноватой. А а б Б

У молодых супругов, несмотря на силу чувств, всегда есть разногласия, которые вызывают раздражение. А а б Б

Дети, которым внушили ува


Метки:, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Посмотрите также

Comments are closed at this time.