поиск предков

Тест «Подростки о родителях»

июня 15 2011

Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (АDOR — сокращенно «подростки о родителях») изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.

В ходе международного научного сотрудничества лаборатории клинической психологии Института им. В. М. Бехтерева с Институтом психодиагностики (Братислава, Словакия) эта методика была апробирована на подростках 13–18 лет в России, как это предусмотрено авторами модификации.

Процедура проведения исследования

Перед началом эксперимента подростка вводят в курс дела относительно целей и задач исследования, после чего ему предъявляется следующая инструкция:

«Просим вас оценить исходя из собственного опыта, какие из указанных положений более всего характерны для ваших родителей. Для этого внимательно прочитайте каждое утверждение, не пропуская ни одного из них. Если вы считаете, что утверждение полностью соответствует воспитательным принципам вашего отца (или матери), обведите кружком цифру “2”. Если вы считаете, что данное высказывание частично подходит для вашего отца (или матери), обведите цифру “1”. Если же, по вашему мнению, утверждение не относится к вашему отцу (или матери), обведите цифру “0”».

Затем подростку выдают регистрационный бланк для заполнения отдельно на каждого из родителей. Принципиальной разницы между формулировками вы

1 Тест взят из книги: Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М.: Владос, 1998. Кн. 2. С. 146–147.

сказываний нет: по отношению к матери все утверждения представлены в женском роде, а по отношению к отцу — в мужском. Причем бланки заполняются отдельно, вначале, например, заполняют бланк, в котором отражаются воспитательные принципы матери, затем этот бланк сдается экспериментатору и только после этого выдается аналогичный бланк, где указанные положения должны быть оценены подростком уже в применении к отцу.

Текст опросника

Мой отец (моя мать):

Очень часто улыбается мне.

Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, что нет.

Обладает недостаточной терпеливостью в отношении меня.

Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться.

Всегда быстро забывает то, что сам говорит или приказывает.

Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться.

Считает, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять.

Постоянно жалуется кому-то на меня.

Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо.

За одно и то же один раз наказывает, а другой — прощает.

Очень любит делать что-нибудь вместе.

Если назначает какую-нибудь работу, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу.

Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал.

Не требует, чтобы я спрашивал у него разрешения, чтобы идти туда, куда захочу.

Отказывается от многих своих дел в зависимости от моего настроения.

Пытается развеселить и воодушевить меня, когда мне грустно.

Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я должен быть наказан.

Мало интересуется тем, что меня волнует и чего я хочу.

Допускает, чтобы я мог бы идти куда хочу каждый вечер.

Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, иногда нет.

Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения.

Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано.

Иногда вызывает у меня ощущение, что я ему противен.

Практически позволяет мне делать все, что мне нравится.

Меняет свои решения так, как ему удобно.

Часто хвалит меня за что-либо.

Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь.

Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился.

Позволяет мне самому выбирать себе дело по душе.

Иногда очень легко меня прощает, а иногда — нет.

Старается открыто показать, что любит меня.

Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе.

Если я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом.

Предоставляет мне много свободы. Редко говорит «должен» или «нельзя».

Непредсказуем в своих поступках, если я сделаю что-нибудь плохое или хорошее.

Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу.

Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею.

Не будет со мной говорить, пока я сам не начну, если до этого я его чем-то задену или обижу.

Всегда легко меня прощает.

Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком м
ного, а иногда слишком мало.

Всегда находит время для меня, когда это мне необходимо.

Постоянно указывает мне, как себя вести.

Вполне возможно, что, в сущности, меня ненавидит.

Проведение каникул я планирую по собственному желанию.

Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и признательным.

Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я не спросил.

Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел.

Пренебрегает мной, как мне кажется.

Не вмешивается в то, убираю я или нет мою комнату (или уголок) — это моя крепость.

Очень неконкретен в своих желаниях и указаниях.

Обработка сырых данных

После того как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать), все полученные данные сводятся в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца. Затем по каждому параметру подсчитывается арифметическая сумма сырых баллов (РОZ — позитивный интерес, DIR — директивность, HOS — враждебность, AUT — автономность и NED — непоследовательность). К шкале POZ относятся вопросы 1, 6, 11, 16, 21, 26, 21, 26, 31, 36, 41, 46; к шкале DIR — 2, 7, 12, 17, 22, 27, 32, 37, 42, 47; к шкале HOS — 3, 8, 13, 18, 23, 28. 33, 38, 43, 48; к шкале AUT — 4, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39, 44, 49; к шкале NED — 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50. Далее сырые баллы переводятся в стандартизованные в соответствии с таблицами. Стандартизованные данные располагаются от 1 до 5, и нормой является среднее значение, т. е. 3.

Если по параметру вышло 1–2 балла, то можно говорить, что он слабо выра

жен, если же 4–5 — то измеряемое качество выражено вполне отчетливо. Затем строятся оценочные профили отношений как к матери, так и к отцу, на специальном бланке.

Интерпретация шкал


Метки:, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Посмотрите также

Comments are closed at this time.